«Соединяй и здравствуй» против «разделяй и властвуй»
Мэрия Казани одобрила проведение митинга в "День памяти и скорби"

Взятие Казани. Художник А. Кившенко

   Многие любители отечественной истории знают о взятии Казани 1552-го года Иваном IV Грозным. Однако первое взятие столицы Казанского ханства свершилось в 1487-м году, на 65 лет раньше. Это сделал Иван III, помогая укрепиться хану Мухаммед-Амину, который боролся за казанский трон против своего брата. На несколько лет Москве удалось укрепить власть своего союзника, однако окончательное замирение не удалось.

Если присмотреться к событиям между первым и вторым взятием, то видно, что конфликт ещё до формального объединения двух государств развивается в духе гражданской войны. Это и постоянная смена правителей, и двоевластие, и шаткое положение победителя. К тому же и на одной, и на другой стороне мы видим и татар, и русских, и мордву, и чувашей и другие народы. Можно сказать, что через конфликт шло бурное формирование новой политической нации.
Формированию единства изо всех сил препятствовали не только местные ханы. Активную роль играли и другие властители степных народов, например, Большая Орда и ногайские ханы. Однако наибольшее значение имела поддержка Османской империи и европейцев. Шведы желали сохранить за собой захваченные в XIII-XIV-м веках прибалтийские земли (проблему со шведами окончательно решил только Пётр I Великий). Османы и поляки пытались сдержать восстановление русской власти над разорённой и опустошённой землёй древней Киевской Руси. Всем им был выгоден принцип «разделяй и властвуй», чтобы наши народы максимально долго и упорно враждовали.

     ОСНОВНОЙ МОТИВ

   Во многом благополучие верхушки ханства основывалось на рабах и работорговле. Пленники, захватываемые десятками тысяч на территории московского государства, отправлялись на невольничьи рынки. Освобождение всех рабов и прекращение работорговли было одним из важнейших мотивов борьбы Москвы с Казанским ханством. По оценкам историков, после взятия Казани по всему ханству было освобождено 100 тыс. русских пленников-рабов.

   Симпатии жителей Поволжья постепенно склонялись в пользу русского государства, где не было круговерти враждующих правителей, власть имела прочные основания и гарантировала своим подданным намного больший порядок, безопасность и экономическое развитие. Поэтому при активной поддержке широких слоёв Казанского ханства, оно, в итоге, окончательно перешло под руку московского царя. Достаточно упомянуть, что, по оценкам историков, до половины осаждавших Казань составляли войска не только русского, но и других народов, населявших Поволжье (татары, чуваши, марийцы, черемисы, мордва и др.) под руководством своих князей.

 СОХРАНИТЬ САМОБЫТНОСТЬ

   По итогу объединения —  страна стала поистине многонациональной — на полтысячи лет раньше лицемерной европейской толерантности, вместо разнообразия подгоняющая всех под одну либеральную гребёнку. Все наши народы, населяющие большую страну, сохранили свою самобытность, веру, языковые и культурные особенности. По другому и не могло быть.

Но было бы странно, если бы сегодня зарубежные «друзья» забыли о любимом принципе «разделяй и властвуй». Они активно поддерживают местных провокаторов, которые предлагают помнить о 15-м октября 1552 года как о «Дне памяти и скорби татарского народа». Тем самым они пытаются разжечь националистические и сепаратистские настроения. Естественно, на пламени потенциального конфликта они погреют свои руки, в то время как остальным достанутся головёшки. Никто из нас ещё от этого ничего выиграть не сможет. Даже если что-то получится, через кровь и смуту снова все мы объединимся, потому что единый суверенитет даёт намного больше безопасности и процветания, чем разобщённая маленькая «самостийность».
   А любителям прислушиваться к советам западных «друзей» стоит помнить, чего стоит их гуманизм. Португальцы и англичане, голландцы и испанцы, захватывая колонии, часто прибегали к геноциду для «расчистки территории» и подавления сопротивления. Множество народов навсегда исчезли с лица земли, другие существенно сократились. И вовсе не ради высоких идеалов они сегодня подстрекают новые конфликты. Значит, наша сегодняшняя задача состоит в том, чтобы не дать местным провокаторам и их иностранным кураторам нас обмануть. Они, как и в прежние смутные годы, надеются извлечь выгоду из наших страданий и бессмысленной взаимной вражды. Лучшая защита — наше единство.

Константин Шадров

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!