Будь он хоть Чикатило…

Автор: В. Подвицкий

   Практика написания «открытых писем» в защиту людей, в отношении которых расследуются уголовные дела, приобрела в России конвейерный характер. Такие письма штампуются по единому образцу и имеют схожую структуру, а зачастую и повторяющиеся лексические фрагменты. В более широком смысле они являются предвестниками перехода общества к сословному состоянию, где люди, причисляющиеся себя к элите, считают, что в отношении них должны действовать иные законы и правила, отличающиеся от тех, которым следует остальное общество.

Подобная юридическая практика не нова – в Российской Империи до революции действовали разные законы для каждого сословия, закрепляя тем самым социальное неравенство в юридической плоскости. Чем это закончилось, мы прекрасно помним.

Авторы открытых писем, не будучи знакомы с подробностями обвинения, позволяют себе категорически заявлять о полной невиновности защищаемых ими лиц, что автоматически дискредитирует институт права в стране. Все уголовные преследования в отношении представителей либерального сословия признаются политически мотивированными, а государство рисуется репрессивной машиной, которая «перемалывает в своих жерновах честных и порядочных людей».

НЕМНОГО ИСТОРИИ

   В 2011 в ответ на это действие даже появилось т.н. «письмо пятидесяти пяти», в котором деятели науки и культуры выразили возмущение порочной практикой дискредитации всей судебной системы страны ради интересов одного человека (в данном случае Михаила Ходорковского). Авторы констатировали, что «дискуссия об обеспечении независимости суда и судей превратилась усилиями некоторых общественных активистов в манипулирование общественным мнением и беспрецедентное давление на правосудие».

 Но с той поры коллективных писем в защиту обвиняемых или подозреваемых в уголовных преступлениях меньше не стало, а даже наоборот, не в последнюю очередь усилиями редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова, который выступил инициатором не одного такого письма. Накануне было подписано очередное коллективное письмо в поддержку ректора «Шанинки» Зуева, задержанного по делу экс -замглавы Министерства просвещения России Марины Раковой.

Несмотря на то, что регалии людей, подписывающих эти письма, выглядят внушительно, в реальности никто из них не является специалистом в юриспруденции. Конечно, профессор математики может рассуждать о судебной системе, но его мысли по этому вопросу ничем не отличаются от рассуждений любого другого обывателя, не облеченного научным званием. Как и его же рассуждения о ботанике или медицине.
Подписывать подобные письма, прикрываясь своими регалиями, как минимум нечестно, если только подписант не является ученым, изучающим вопросы юриспруденции.

ПОЧЕМУ ЖЕ «ЛИБЕРАЛЬНЫЕ СМИ»  ДРУЖНО ВСТАЮТ НА ЗАЩИТУ ВЕСЬМА МУТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ?

   И хотя в письмах всегда много высокопарных фраз о правосудии, справедливости и законности, сами собой они представляют попытку манипулирования фактами и подмену этого самого правосудия частным мнением. Можно было бы понять подписантов, которые требовали бы беспристрастного судебного разбирательства, но этот вопрос либо не поднимается, либо является второстепенным. Истинная цель письма – дискредитировать судебную систему, присвоив себе полномочия судебной власти (напомним, что по российскому законодательству виновность или невиновность лица может устанавливать только суд). Когда вы громогласно объявляете фигуранта уголовного дела честным и порядочным человеком, то автоматически обвиняете суд и следствие в пристрастности и фальсификации доказательств.

Если проследить практику написания открытых писем, то мы увидим, что очень часто они публиковались в защиту людей, чья виновность не вызывала никаких сомнений ни у судей, ни у широкой общественности (начиная с экстремиста Бориса Стомахина и заканчивая педофилом Юрием Дмитриевым).

   Тем не менее, штамповка писем продолжается и те, кто вчера подписывал письма в защиту тех, кого суд признал виновным, сегодня ставят подписи под новыми письмами, ничуть не смущаясь своими предыдущими ошибками: пусть он педофил, но он «наш» педофил, пусть он коррупционер, но он «наш» коррупционер.

ПУЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОДПИСАНТОВ

   Есть целый пул профессиональных подписантов, которые готовы поставить свою подпись в защиту кого угодно, будь он хоть Чикатило: академики и члены-корреспонденты РАН Ефим Хазанов, Александр Белавин, Елизавета Бонч-Осмоловская, Михаил Глазов, Аскольд Иванчик, Федор Успенский, Ярослав Кудрявцев и еще десяток ученых, ни один из которых не является специалистом в юриспруденции, но лучше всех «разбирается» в вопросах виновности-невиновности.

   Вообще государство должно защищать судебную систему от подобных манипуляций и попыток сформировать в стране неподсудное сословие. Равенство граждан перед законом – основополагающий принцип устройства любого демократического государства. И было бы правильным привлекать хотя бы к административной ответственности тех, кто покушается на независимость судебной системы.

Юрий Шаталов

 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!