Поставить экскремент
У Москвы появился опыт возведения памятника сомнительному вкусу

Фото: youtube.com

На Болотной набережной в столице России устанавливают арт-объект, прибывший в Москву из Италии. Когда-то этот образец современного искусства украшал Манхэттен, затем Флоренцию. Впрочем, лучше сказать, не украшал, а располагался там. Дело в том, что скульптура вызывает, мягко говоря, неоднозначные оценки. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что и Нью-Йорк, и Флоренция предпочли избавиться от шедевра с душком (аналогия с рыбой напрашивается, хотя у зрителей возникают другие ассоциации, но об этом — ниже).

Об истории появления алюминиевой инсталляции в Москве рассказали корреспонденты программы «Вести» в эфире телеканала «Россия 1».

Создатель скульптуры — швейцарский ваятель Урс Фишер, один из самых известных и богатых современных художников. Он прославился изготовлением фигур «тлеющих людей» (очевидно, метафора), «горящего стула» (стул следует отметить на будущее), «медведя-лампы» (засветился в США). 

 

Памятник, о котором идет речь в сюжете «Вестей», не ужился ни в Америке, ни в Европе, и третью попытку (не пытку?) наложить этот вдохновенный монумент на городской ландшафт решено предпринять в России. 

Франческо Бонами, представитель художника Урса Фишера, куратор временной инсталляции на территории ГЭС-2: 

— Я думаю, было бы идеально, если бы она появилась в Москве, в центре, на пересечении важных частей жизни. С одной стороны — церковь, с другой — памятник Петру Великому…

«Идеально» ли это с точки зрения потенциальных ценителей — горожан, — тот еще вопрос. Наверное, лучше сформулировать иначе: уместно ли… И все же горожан (прохожих) спросили: «Что вам напоминает эта скульптура?». Вот несколько ответов (опрос проводился в Москве): «Танцующую толстую женщину», «Ну, что-то такое беременное, мне кажется», «Слона в цирке, вставшего на задние ноги», «Что она может напоминать? — ну, какашка». 

Последний вариант, пожалуй, самый распространенный. По словам русскоязычного экскурсовода во Флоренции Светланы Градовской, когда скульптура стояла в этом городе рядом с «Давидом» Микеланджело, «все пытались что-то там разглядеть, но потом однозначно сходились во мнении, что по форме это… какашечка».

Между тем, по официальной версии автора, это «Комки смятой в руках глины». Еще эту работу называют «Big Clay» («Большая глина»).

Инициатива установить в Москве этот двусмысленный объект принадлежит кураторам Фонда современного искусства и строящегося Дома культуры Городской электростанции-2. По словам главного куратора фонда Катерины Чучалиной, она очень надеется, что люди примут эту… форму. 

К слову о кураторах, о владельцах территории и о представителях мэрии, давших, вероятно, добро, на установку арт-объекта: «Эта часть набережной принадлежит им, и, по сути, это их выставочный объект», — резюмирует корреспондент «Вестей». 

И еще несколько слов.

Существует немало мнений о современном искусстве, порой противоположных. Кто-то принимает его, кто-то — нет. Кто-то уверяет, что понимает… Есть мнение, отчасти объясняющее суть если не всего «современного искусства», то хотя бы некоторых его образцов. Это высказывание приписывают кинорежиссеру Андрею Кончаловскому:

«Есть ли в «Черном квадрате» Малевича мастерство? Есть ли талант? Есть ли ощущение прекрасного? Нет. Есть мастерский рекламный трюк. Есть желание «взорвать», вызвать скандал, шокировать зрителя. С этой точки зрения Малевич такой же «художник», как Герострат – архитектор, а Чикатило, извините, — хирург».

Екатерина Малая

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!