11 сентября 1877 года родился Феликс Эдмундович Дзержинский. Большую часть своей жизни он провел в тюрьмах, ссылках и на каторге. За несгибаемую волю и преданность идеалам революции его прозвали Железным Феликсом и Рыцарем Революции. Казалось бы, через 30 лет после крушения СССР о революционных деятелях уже никто не вспоминает. За исключением Дзержинского. Сегодня соцсети заполнены публикациями о Железном Феликсе. Десятки телеграмм-каналов вспоминают основателя ВЧК добрым словом и пишут о нем исключительно в положительном ключе.
Куда же делись все эти ненавистники Железного Феликса, называвшие его палачом и карателем? Почему сегодня Дзержинский актуален и вызывает восхищение у молодежи? Давайте попробуем разобраться.
В первую очередь, обращает на себя внимание тот факт, что в большинстве публикаций его вспоминают не как яркого революционера, а как выдающегося государственного деятеля. Хотя на государственной службе он пробыл не так уж долго – всего девять лет. Но результаты его труда впечатляют. Он основал органы государственной безопасности, восстановил железнодорожную отрасль и основал вооруженную охрану путей сообщения, которая в кратчайшие сроки устранила проблему повсеместных грабежей железнодорожных составов и складов. Он поднимал разрушенную гражданской войной металлургическую отрасль, боролся с голодом и беспризорностью. Вел непримиримую войну с саботажем, коррупцией и бюрократизмом.
И везде добился успеха, показав себя эффективным управленцем.
Либеральная часть российского общества называет Дзержинского одним из организаторов красного террора, умалчивая, что это был ответ на террор белый. И неизвестно, скольких жертва избежала Россия благодаря тому, что Дзержинский не допустил реванша белого движения и новой гражданской войны. Но одна цифра известна относительно точно – Дзержинский спас семь миллионов беспризорников от голода, болезней и смерти.
Для некоторой части российской интеллигенции фигура Дзержинского неприемлема потому, что он олицетворяет совершенно чуждую идею – беззаветного служения государству и народу, Их задача – идеологически обслуживать класс новой буржуазии. В основе их идеологии – деньги, которые являются и символом успеха, и основой любых отношений. Поэтому аскетизм и бескорыстность Железного Феликса подрывают основы их мировоззрения. Показывают людям, что деньги – не главное, что существуют иные цели и идеалы.
В этом причина того, что они так стремятся оболгать Дзержинского (особенно активно на этом поле орудует псевдоисторик Сванидзе, которого не раз уличали в откровенной и беззастенчивой лжи о Рыцаре Революции). Но все усилия оказались напрасны – Феликс Эдмундович снова актуален и востребован российским обществом. Все громче звучат голоса, требующие вернуть памятник Дзержинскому на Лубянку. И все интенсивнее истерики либеральной части общества, осознающей, что их попытки оболгать и очернить Дзержинского не приносят результата.
Очень многие в нем видят образец государственного деятеля, пример для подражания. Неправильный пример, с точки зрения пропагандистов, обслуживающих буржуазные интересы. И абсолютно верный для патриотических сил, ориентированных на сильное и успешное государство. Согласно статистическим опросам, более половины москвичей хотят возвращения памятника Дзержинскому на Лубянскую площадь. Против этой идеи – 26% опрошенных.
Но главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов сделал финт ушами, предложив выбрать между памятниками Феликсу Дзержинскому и Александру Невскому. Хотя это искусственное противопоставление появилось буквально из неоткуда. Никто не предлагал варианта с русским князем – его просто выдумал сам Венедиктов, чтобы столкнуть лбами патриотические силы. Но и в данном случае половина опрошенных выступила за памятник Дзержинскому, причем ход электронного голосования явно свидетельствовал о том, что голоса в пользу Александра Невского были накручены.
Попытки государства игнорировать волю народа никогда не к чему хорошему не приводили. Народ сказал свое слово. И продолжает говорить. Теперь дело за государством.
Борис Хардин