Трагедия с ремаркой
Театр Российской Армии попытался объяснить появление сомнительного эскиза

Фото: teatrarmii.ru

На сайте Театра Российской Армии появилась публикация о результатах программы Мастерской молодой режиссуры «Достоевский рядом», в рамках которой состоялись показы шести эскизов спектаклей молодых режиссеров. Одна из постановок — «Преступление и наказание» Александра Плотникова — вызвала неоднозначную реакцию (чтобы не сказать больше и удержаться в рамках нормативной лексики).  

В эскизе с героем Достоевского сопоставляется Ильназ Галявиев, устроивший три месяца назад расстрел в одной из школ Казани. В числе тех, кого задел этот спектакль, — автор “Курсора” Юрий Шаталов, который счел “эскиз” не только образцом черного пиара и попыткой заработать очки на кровавой трагедии, но и пятном на репутации театра — пятном, отмыться от которого будет сложно.

Как бы то ни было, учреждение культуры постаралось сделать это. Может быть, несколько многословно и не очень внятно. Впрочем, судить читателю. Приведем фрагмент этого объяснения. Или оправдания.

“Экспериментальный проект «Мастерская молодой режиссуры» — традиционная театральная технология, направленная на поиск талантливых молодых режиссеров, интересных решений и сюжетов для дальнейшего развития театра. Режиссерские и драматургические лаборатории проводятся в театре третий год на внебюджетные средства. Итогом этих работ стали спектакли о важных событиях страны, судьбах исторических личностей. 

В эскизе «Преступление и наказание» не было отождествления Галявиева и Раскольникова, как пишут в некоторых СМИ. Если и говорить о параллелях, то Раскольников в эскизе отождествляется с другим убийцей — неизвестным мужчиной, который зарубил топором прабабушку и прадедушку режиссёра. Главное послание эскиза в том, что Раскольников — обычный никчемный убийца. Это постановка о том, как предотвратить катастрофу, когда люди убивают себе подобных. Она о том, как не допустить очередной трагедии, когда, принимая себя за Бога, люди расправляются с теми, кто не нравится. Она о боли, которая остается после этих несчастий и с которой дальше невыносимо жить. Задача этого эскиза — воспитать в зрителях эмпатию, чтобы ни за какой философией нельзя было спрятать убийц и насильников. 

«Преступление и наказание» не является спектаклем. Это эскиз, показанный режиссером Александром Плотниковым в рамках Мастерской молодых режиссеров «Достоевский рядом». В рамках мастерской были показаны еще пять эскизов (…). Результаты по мастерской будут объявлены после заседания творческой коллегии театра. 

Руководство театра сделает все возможное, чтобы по результатам мастерской было принято правильное решение, соответствующее репертуарной политике театра, направленной на сохранение национальных традиций, патриотическое воспитание молодого поколения через призму классической и современной литературы”. 

Если воспользоваться драматургической терминологией, это напоминает ремарку — пояснение к ходу действия пьесы. Основой для произведения стала трагедия из жизни. Само произведение вызвало у некоторых наблюдателей ассоциации с фарсом. Комментарии оказались едва ли не объемнее «основного текста». Если к «эскизу» требуются такие пространные «глоссы», возникает вопрос: а стоило ли оно того?..

Екатерина Малая

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!