Обеление белочехов
«Ползучая ревизия истории» или как каратели, насильники и мародеры превращаются в героев.

Проект памятника белочехам в Самаре. Пока он остался только на бумаге

Верхний Услон, Владивосток, Култук, Челябинск, Нижний Тагил, Екатеринбург, Пенза, Красноярск: все эти населенные пункты объединяет одно — там стоят памятники белочехам. Городов, где стоят памятники карателям на самом деле больше: их 22. А все дело в том, что Министерство обороны Чехии активно продвигает программу  «Легион 100» по установке в России 58 памятников белочехам, таким образом продвигая в нашей стране историю «чешских легионеров». И это уже вопиющий факт. Потому что местные власти воп​​​​​реки мнению жителей идут на поводу правительства Чехии и устанавливают памятники там, где живут прямые потомки убитых и изнасилованных жителей.

Чешский корпус легионеров действительно участвовал в Первой мировой войне на стороне России. Были красивые слова о том, что «станем плечом к плечу с русскими братьями-богатырями» и прочие воодушевляющие лозунги. Но впоследствии чехи погибали в России уже не как союзники, а как банда мародеров и карателей, спровоцировавших гражданскую войну.

Белочехи позируют над телами убитых красноармецев

Красивые слова о русских братьях были забыты и вчерашние легионеры, которым разрешили убраться из России в Европу через Владивосток, в течение двух лет пользовались смутой для того, чтобы набивать эшелоны награбленным в России добром.

«Сейчас чехи таскают за собой около 600 груженых вагонов, очень тщательно охраняемых… По данным контрразведки, эти вагоны наполнены машинами, станками, ценными металлами, картинами, разной ценной мебелью и утварью и  прочим добром, собранным на Урале и в Сибири» — приводит слова управляющего военным министерством в  правительстве адмирала Александра Колчака генерал-лейтенанта Алексея Будберга доктор исторических наук Олег Назаров («Кровавый след легионеров», журнал «Историк», июль-август 2021).

Итогом двухлетнего пути чехов из России в Европу стала ненависть и презрение населения (независимо от их политической ориентации) территорий,на которых они орудовали. Только в одном Екатеринбурге за время нахождения чехословацкого корпуса были расстреляны почти тысяча человек, а в Казани лишь за месяц казнили и замучили свыше полутора тысяч человек.

Этот фрагмент истории Чехия очень хочет предать забвению, оставив только «легионерство». Эта затея вызывает бурные протесты жителей населенных пунктов, где их пытаются установить. И не в последнюю очередь потому, что чехи хотят ставить помпезные монументы, которые к исторической памяти не имеют никакого отношения, но имеют прямое к идеологической диверсии по переписыванию истории.
Россия имеет полное право похоронить этот проект раз и навсегда. Впрочем, ничто не мешает ей дополнительно поставить рядом с существующими захоронениями информационные стенды, рассказывающие правду о том, кто здесь похоронен и чем «прославился». Это нужно было сделать сразу после переноса памятника маршалу И.С.Коневу в Праге. Кроме того, было бы поучительно для фашиствующей чешской стороны собрать все памятники чешским мародерам, не являющиеся воинскими захоронениями, и свезти их куда-нибудь на задворки, которые можно назвать «Музеем памяти о чешской интервенции». Охоту воевать с советскими памятниками такой шаг у Чехии отбил бы раз и навсегда.

Расстрелянные чехами красноармейцы

Во время Великой Отечественной войны советские солдаты пришли на чешскую землю как освободители, и сфальсифицировать данный факт не сможет никто. Это историческая правда. Такая же, как и зверства чешских «легионеров» на русской земле. Воевать с мертвыми, конечно, не стоит (это и не в духе нашего народа), но и прославлять грабителей и убийц, предавших своих «русских братьев» ради плюшек от Антанты, на своей земле тоже довольно странно и нелепо с нашей стороны.
С.Ф.Черняховский, доктор политических наук, профессор кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова, действительный член Академии политической науки: «История фашизма в Чехии началась не вчера. Во время Второй мировой войны чешское руководство добровольно вошло в состав Рейха и создавало подразделения «Ваффен СС», комплектуя их чехами. Об этом тоже не стоит забывать. А в итоге во время перестройки мы сами открыли ворота чешскому фашизму, когда Горбачев с Крючковым все просоветские силы в Чехии предали и бросили на произвол судьбы…  После переворота 1989 года сотрудники чешской госбезопасности говорили находившимся там советским коллегам: «Что же вы делаете? Ну,ваши семьи мы безопасно в Союз отправим, но вы же нас оставляете на расправу, что с нашими семьями будет?» Вообще, у истоков надругательства над памятниками советской эпохи (и не только в Чехии) стоит наш собственный процесс «десоветизации», начатый Ельциным и до сих пор поддерживаемый частью российских элит.  Если мы сами неуважительно относимся к своему прошлому, у нас нет моральных оснований требовать такого уважения от других. То же самое касается и установки памятников чешским легионером — это такое же неуважение к своей истории и к своему народу. Не вижу ни одного основания для того, чтобы поставить им даже один памятник на нашей земле. Если уж ставить — то не им, а тем, кто вместе с нами сражался с фашизмом: ЮлиусуФучеку, Клименту Готвальду, Людвигу Свободе, Вильяму Шалговичу…»

Война памятников или война за историческую правду?

В мае Россия объявила Чехию недружественной страной. Это решение серьезным образом на отношения двух стран не повлияло. В большей степени оно стало констатацией текущего уровня взаимоотношений. Однако у этого шага могут быть (и по логике должны быть) и другие, в том числе юридические последствия. 26 августа 1993 года Российская Федерация и Чешская Республика подписали Договор о  дружественных отношениях и сотрудничестве. И первая статья там гласит, что «Договаривающиеся Стороны будут развивать свои отношения как дружественные государства». С учетом того, что данный основополагающий пункт явным образом нарушен Чехией, то Россия имеет полное право денонсировать весь Договор.

Он, кстати, является дипломатической победой чехов, воспользовавшихся тем, что руководства России того периода взяло курс на полную десоветизацию страны, и протащивших во вводную часть Договора следующий пассаж: «желая окончательно подвести черту под тоталитарным прошлым, связанным с недопустимым применением силы против Чехословакии в 1968 году и дальнейшим неоправданным пребыванием советских войск на чехословацкой территории». Юридически более чем спорное утверждение. Если бы советские войска вторглись незаконно, без согласия президента Свободы, то чешским войскам был бы отдан приказ на отражение агрессии. Но приказ армии был отдан противоположный – не оказывать сопротивления союзным войскам. Этически этот тезис тем более спорен, учитывая, что союзное СССР государство в тот период развернуло антисоветскую и русофобскую кампанию в СМИ с целью раскола Варшавского Договора, что грозило уже нарушением баланса сил в Европе.

Как бы там ни было, денонсация Договора приведет к тому, что эта дипломатическая победа Чехии превратится в прах. Но и это не единственные последствия, которые могут возникнуть из-за недружественной позиции Чехии по отношении к России. Статья 21 Договора 1993 года обязывает обе договаривающие стороны обеспечивать уход за воинскими захоронениями на своей территории. Конечно, сносить захоронения чехов на российской территории не стоит (как минимум потому, что на территории Чехии очень много воинских захоронений советских солдат). Но Россия имеет полное право привести чешские захоронения к исторической правде.

Юрий Шаталов

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!