Министерство семьи как симптом аппаратной импотенции
Об опасности создания министерства семьи и скрытые угрозы существования такого ведомства

У наших чиновников сформировался довольно забавный шаблон: каждое поручение президента рождает у них стандартную идею – создать какую-нибудь структуру, которая будет отвечать за реализацию поставленной задачи. В итоге госаппарат расширяется, но дело с мертвой точки не двигается. И тогда структуру тихо упраздняют. Наглядный пример – Министерство по делам Северного Кавказа, которое просуществовало всего шесть лет. В его задачи входило развитие Северокавказского региона – сомнительно, что поставленная задача была решена. Подобная практика свидетельствует не только о беспомощности госчиновников в разработке адекватных стратегий реагирования на современные вызовы и угрозы, но и нежелание брать на себя ответственность. Переложить её на другое ведомство, желательно вновь созданное – вершина их аппаратных устремлений.

Фото: РИСИ. Ольга Леткова

Сегодня ими активно продвигается идея создания Министерства семьи. И тоже под поручение президента. Конечно, он такой задачи не ставил. Лишь поручил «рассмотреть вопрос об определении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты семьи и детей, опеки и попечительства, по разработке мер социальной поддержки семей с детьми, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по профилактике семейного неблагополучия». То есть, создавать новый орган никто не требует. Но шаблонное мышление государственных чиновников тут же выдало идею нового министерства. В чем пагубность подобной практики? В том, что сейчас эти функции возложены на Министерство труда и социальной защиты, которое, как мы помним, выделено из Министерства здравоохранения и социального развития. Что происходит при дроблении? Функции министерств частично дублируются, ответственность размывается, эффективность государственного управления снижается.

Лидер Ассоциации родительских комитетов и сообществ России Ольга Леткова уверена, что ничего толкового из подобной инициативы выйти не может: «Проблему нельзя решить путем создания дополнительного органа, аппарата чиновников, это только лишняя трата средств. Такое министерство не сможет реально повлиять на ситуацию, создать какие-то гарантии. Создание органа не решит проблему демографии в России. Нужно поработать над концепцией демографического развития. Нужен план действий, согласованный с разными ведомствами, определение мер поддержки. Деньги на создание министерства стоит направить на улучшение материального положения семей».

     Очевидно, что мы имеем дело с саботажем исполнения поручения президента, попыткой подменить работу по поиску путей решения проблемы видимостью такой работы. Как нам решить проблему мусора? Создать министерство по делам мусора. Как решить проблему падения нравственности? Вы знаете ответ. Создадим новое министерство и пусть оно решает проблему. И все это на фоне безуспешных попыток правительства сократить госаппарат.

     Безусловно, проблема актуальна. Всю страну поразила история ингушской девочки Аиши Ажиговой, над которой жестоко издевалась родная тетя. Решит ли подобные проблемы новое министерство на территории СКФО? Сильно сомневаюсь. Потому что проблема не в недостатке ответственных структур, а в недостатке ответственных людей. Проблема в размытости ответственности между разными структурами. Простая истина никак не может прийти в голову чиновничеству: неблагополучие решается поддержкой семей, а не установлением над ними дополнительного контроля.

     Одним из сторонников создания подобной структуры, но под названием «Министерство демографической и семейной политики» является заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина, известная своими крайне сомнительными и скандальными инициативами в отношении и семей, и детей. И её позиция по данному вопросу вызывает подозрение, что в России пытаются продвинуть идеи ювенальной юстиции, только под другим соусом.

    Конечно, подобные структуры есть в некоторых западных странах. Но там они регулярно становятся инициаторами скандалов, отнимая детей из благополучных семей по формальным поводам. В этом нет ничего удивительного – любой чиновник стремится оправдать свое существование. Сегодня в России главным критерием работы государственных структур является количественный показатель – та самая «палочная система». О работе полицейского судят не по снижению уровня преступности, а по количеству возбужденных уголовных и административных дел. Нет никаких сомнений, что критерием оценки нового министерства станет количество изъятых из семей детей. Когда закончатся неблагополучные семьи, репрессивный ювенальный аппарат начнет искать повод, чтобы влезть в «недостаточно благополучные» семьи. Тем более критерии благополучия установят они сами.

Фото: Форумсообщество.рф

     

 

Не питают иллюзий по поводу нового министерства и общественники. Элина Жгутова, руководитель Общественного центра по защите традиционных семейных ценностей «Иван Чай»: «Учреждение подобной структуры затронет практически все семьи в стране, коснется тонкой чувствительной сферы семейных отношений, увеличит риск неправомерного вмешательства в семью со стороны государства , что закономерно отрицательно скажется на демографических показателях, а также затронет безопасность семейной политики и суверенитета страны . Необходимо взвешенное решение, а не простое объединение деструктивных практик в одно ведомство».

    Особенно настораживает, что концепция деятельности нового министерства уже разработана. Причем большинство её положений антиконституционны, так как нарушают п.1 ст. 23 Конституции РФ, гарантирующей  право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Но чиновников это не останавливает, ведь других предложений, как исполнить поручение президента, у них просто нет. И их ничуть не волнует, что создание Министерства семьи породит новые проблемы и вряд ли решит старые. Они умеют лишь бесконечно расширять госаппарат. Бессмысленно поручать им решение проблем демографии. С таким же успехом за решением данной проблемы можно обращаться к импотентам.

Борис Хардин

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!