Мифы о «философском пароходе»
Потеря "Лучших умов" - так говорили как раз о себе те, кого выслали из России. В этом есть и доля самопиара, говорят историки

99 лет назад правительство большевиков организовало высылку за рубеж представителей интеллигенции, которых посчитала неблагонадежными. После крушения СССР этот процесс оброс мифами и домыслами, которые довольно прочно укоренились в общественном сознании. Однако многое в публикациях, посвященных высылке интеллигенции из России, основано, больше  на эмоциях, чем на фактах. Что же было на самом деле?

—  Во-первых, пароход был не один, да и высылка инакомыслящих проводилась не только пароходами, но и поездами. На пароход билеты высылаемым приобретались за счет казны, а по железной дороге можно было уехать только за свой счет.

— Во-вторых, интеллигенция высылалась не только за рубеж, но и во внутренние провинции страны. Этот процесс не был систематическим – для большевиков важнее было разобщить контрреволюционное сообщество в кругах интеллигенции, чем жестоко покарать несогласных.

Согласитесь, довольно странная ситуация получается: с одной стороны в стране идет полным ходом «красный террор», а с другой – довольно мягкие меры властей в отношении инакомыслящих, не принявших революцию.

Рисунок из эмигрантской прессы

Чтобы понимать логику принятых тогда решений, следует четко понимать контекст ситуации. В России завершается Гражданская война. Весьма серьезной является угроза реванша со стороны белого движения, которые создавали в эмиграции различные комитеты и союзы, направленные на противостояние новой российской власти. За мятежом следовал мятеж, за восстанием восстание. Плюс «белый террор». Положение большевиков, кстати, было отнюдь не таким прочным, как кажется, — общество продолжало оставаться расколотым. Различные идеи устройства нового общества витали в обществе – от монархических до анархистских. Даже в самой партии большевиков не было единства– шла борьба между различными группировками, стоявших иногда на диаметрально противоположных позициях по вопросу строительства государства нового типа.

В ТАКОЙ СИТУАЦИИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УДЕРЖАТЬ ВЛАСТЬ, ТРЕБОВАЛИСЬ ЖЕСТКИЕ МЕРЫ И ТВЕРДАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ.
Однако политика глубоко затронула все сферы общества. На научных конференциях (даже точных научных дисциплин) часто обсуждалась политика, а собственно научному диспуту уделялось незначительное время. Большевики не изобрели высылку инакомыслящих – такие процессы происходили и в других странах, например, в США, которые выслали в Россию, сочувствующих коммунистическим идеям.

Сейчас трудно судить о том, по какому принципу принимались решения о высылке интеллигентов, – известно лишь, что по каждому из них проводились обсуждения и они принималось на основании коллегиального мнения.
Было бы наивно считать, что представители интеллигенции числом около ста человек, составляли весь цвет российской науки. Гораздо больше выдающихся ученых и деятелей культуры выехали из страны по своей воле (многие потом вернулись) и даже это не сказалось существенным образом на советской науке.

ВЫСЫЛКА БЫЛА В ТОМ ЧИСЛЕ И КАК ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ АКТ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ПРОФИЛАКТИКУ КОНТРРЕВОЛЮЦИОННОЙ ИДЕОЛОГИИ В ИНТЕЛЛИГЕНТНОЙ СРЕДЕ.

Но какого-либо существенного ущерба отечественной науке потеря такого количества ученых, подавляющее большинство из которых являлись философами, не нанесла и нанести не могла. Высланных ученых с мировыми именами, получивших признание, кстати, много позже высылки, и чья деятельность оказалась бы востребована на Западе, можно пересчитать по пальцам. Как отметила философ Нина Дмитриева в интервью газете КоммерсантЪ, что термин «лучшие умы», утерянные Россией был популярным в конце 1980-х, когда в моде было все, что связано с сопротивлением советской власти:
— Например, Сорокин представлял полуофициальное обсуждение докторской диссертации в 1922-м как блестящее, на деле же профессура его, мягко говоря, критиковала, и защита прошла со скрипом.

Часто можно встретить утверждение, что это был лишь репрессивный акт устрашения. Но не следует забывать, что для него были вполне реальные основания. Многие из высланных поддерживали связи с реакционными кругами русской эмиграции, в том числе передавая в западную печать сведения, которые советская власть имела полное основание считать клеветническими. По сути, большевики пресекли формирование в стране т.н. «пятой колонны», работавшей на западную пропаганду. Конечно, не все ученые и деятели культуры были уличены в подобной деятельности, однако все высланные, безусловно, относились к новой власти враждебно и активно распространяли свою позицию в студенческой среде. Мириться с воспитанием студентов в таком ключе новая власть позволить себе не могла. Многие из тех, кто находился в списках, но избежал высылки, потом подверглись более суровым наказаниям, когда начал раскручиваться маховик сталинских репрессий.

Сохранилось не так много документов, позволяющих получить полную картину высылки инакомыслящих, но масштаб этого события явно преувеличен. Большевики трепетно относились к ученым технических направлений (страна все-таки стояла перед острой необходимостью масштабной индустриализации) и фундаментальным дисциплинам. То, что ценность философов в этой ситуации подверглась инфляции, не выглядит удивительным. Страна нуждалась в ученых практических направлений, а своя философская доктрина у неё уже была и других не требовалось. Содержать ученых, явно враждебных новому строю, власть не хотела, но и терпеть их подрывную деятельность она не могла.

«Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно». — сказал о «философском пароходе» Л.Троцкий.

К слову, представителей медицинских профессий просто сослали вглубь страны на три года, не применив к ним никаких более строгих санкций. Их профессиональная полезность не вызывала сомнений и перевешивала вред от инакомыслия. Можно осуждать В.Ленина за инициативу по избавлению страны от мыслителей. С высоты сегодняшнего дня подобное решение выглядит неоднозначным. Но был еще вариант с трудовыми лагерями. И с учетом этого, решение большевиков выглядит скорее как акт гуманизма.

К СЛОВУ, СЕГОДНЯ ОЧЕНЬ МНОГИЕ ПОДДЕРЖАЛИ БЫ ВЫСЫЛКУ ИЗ СТРАНЫ НЕКОТОРОГО КОЛИЧЕСТВА ТАКИХ ЖЕ ИНАКОМЫСЛЯЩИХ.

Не из неприятия к другой точке зрения, а потому что их инакомыслие носит откровенно враждебный характер по отношению к стране и народу и лакейское низкопоклонство пред Западом.
В 1922 году большевики взвесили возможный вред и вероятную пользу от философствующих мыслителей и пришли к выводу, что вреда от них больше. Через десять лет в другой стране такие же философы помогут создать доктрину расового превосходства, из-за чего мир окунется в пучину самой жестокой и страшной войны за всю историю человечества.
Тогда, в 1922 году «философский пароход» похоронил надежды белого движения на реванш и помог спасти страну от нового витка гражданской войны и очередного кровопролития. И с этой точки зрения, высланные философы не выглядят такими уж безобидными овечками.

Борис Хардин

Справка:
«Философский пароход» — собирательный термин, на самом деле было 2 парохода из Петрограда в Штеттин: Oberbürgermeister Haken 29-30 сентября 1922 года и Preussen 16-17 ноября 1922 года. И поезда из Москвы в Берлин; 23 сентября 1922 года и в Ригу (Латвия): 23 сентября 1922 года.
Всего в списке на высылку было 197 человек, но реально в 1922 году выслали за границу 78 человек (по другим данным 75 человек). Среди них — педагоги, ученые, писатели, журналисты, несколько студентов и священник.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!