Кина не будет или о вкусах спорят
Почему государство платит за глупые, пошлые и провальные картины

На поддержку отечественной киноотрасли каждый год из бюджета уходят огромные суммы – в пандемию Минкульт РФ выделило киноиндустрии 4,2 млрд рублей. Некоторые считают, что этого мало и в ближайшей перспективе приведет к деградации кино. Однако уже сейчас возникают некоторые сомнения в художественной ценности финансируемых государством картин, и вряд ли увеличение денежных вливаний существенно повысит качество. Впрочем, с экономической точки зрения к этой продукции также возникают вопросы.

Постер к фильму «Тайна печати дракона». Один из самых провальных фильмов 2019 года: при бюджете картины 2.8 млрд рублей собрал в прокате чуть больше 360 млн

 

Бесспорно, среди поддерживаемых бюджетом картин есть стоящие ленты и даже шедевры. К примеру, Россия спонсировала картину режиссера Юхо Куосманена «Купе номер шесть», которая получила гран-при Каннского фестиваля. Фильм снят в России о России финским режиссером. Однако таких лент – единицы.

Советник президента РФ по культуре Владимир Толстой заявлял о необходимости пересмотра подходов к финансированию национального кино. Впрочем, в его предложении речь шла о количестве, но не качестве. Так, Толстой отмечал, что выделяемые средства позволяют снимать в три раза меньше картин, чем десять лет назад. Он считает, что в стране нужно производить не менее 150 национальных картин в год.

Меж тем еще в 2019 году у Счетной палаты возникли вопросы по поводу эффективности расходуемых на кино средств. По информации ведомства, в 2019 году из 68 фильмов, получивших господдержку, лишь восемь окупились в прокате. В этой статистике не учитывались картины, снятые исключительно за счет частных инвестиций.

Не очень понятно, как увеличение денежных вливаний позволит компенсировать недостаток идей. Нынешний министр культуры РФ Ольга Любимова отмечала невероятный интерес к российскому контенту и приводила в пример вхождение российских авторов в мировой топ-10 сериальных продаж, а также популярность российского мультконтента, в том числе сериала «Смешарики» у китайцев. Довольно сомнительные достижения.

Публицист Людмила Винская считает, что современное кино назвать качественным уже никак нельзя:

Bместо того, чтобы воспитывать зрителей на достойных примерах, забивает их сознание «мусором». Профи пытаются отбивать атаки: мол, профессионалам виднее, и в советах «широкой аудитории» они не нуждаются. Тогда получается, мастера работают по формуле «искусство для искусства», а не для зрителя. Конечно, сейчас трудно изобрести что-то новое, и режиссеры пытаются привлечь широкую публику, стирая все границы дозволенного: на экране с избытком откровенных сексуальных сцен, которые, как считают режиссеры (поскольку включают их в свои «шедевры»), уже в порядке вещей. Ненормативная лексика тоже стала обыденной приметой современного кинематографа. А смакование насилия заполонило наши экраны, и многие фильмы можно в полной мере причислить к энциклопедии пошлости, на которой воспитывается современное поколение молодых зрителей.

Кадр из фильма «Вратарь галактики». Один из самых провальных фильмов 2020 года. При бюджете 1 млрд рублей сборы составили всего 108 млн

На самом деле трагедия кино даже не в том, что оно деградирует. Герои глупейших и бестолковых картин становятся идолами поколения, заставляют молодежь равняться на тех, на кого равняться не стоит. А это уже национальная трагедия.

Марк Захаров

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!