Изоляция мигрантов

В обсуждение миграционной повестки включился заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев. В ходе совещания по реализации миграционной политики государства он обратил внимание на проблему миграционных анклавов:
«Нельзя допускать их (мигрантов) изоляции, как это, к сожалению, происходит во многих странах мира, и маргинализации, возникновения на территории нашей страны этнических анклавов, а примеров такого рода анклавов в мире предостаточно, и все они являются рассадниками преступности».

Это хорошо, что государственные чиновники такого уровня зрят в корень проблемы. Плохо, что у них нет работающих механизмов её решения. Западный опыт показывает, что существуют две неравных по силе тенденции – изоляция мигрантов и их самоизоляция. Если с первой худо-бедно справляются, задействовав общественные организации и СМИ, которые настойчиво и неуклонно продвигают повестку мультикультурализма и толерантности, то вторую решить не удается никому.

Европа уже много лет живет в условиях постоянного наплыва мигрантов. Фото: pixabay.com

Мигранты предпочитают селиться поближе друг к другу и жить в соответствии со своими культурными традициями, в большей или меньшей степени игнорируя европейские ценности. В результате возникают анклавы разной величины, с которыми власти вынуждены считаться. В итоге происходит противоположный процесс: сообщества мигрантов навязывают свои ценности европейскому обществу.

ОТМЕНИТЬ РОЖДЕСТВО

Например, европейские мусульмане требуют отменить рождественские атрибуты, поскольку Рождество – это христианский праздник и его широкое празднование ущемляет мусульман. В некоторых муниципалитетах большинство мест в городском совете уже принадлежит мусульманам и они просто не позволяют выделить из бюджета деньги на празднование Рождества. А в Швейцарии мусульмане вообще требуют изменить государственный флаг, поскольку там изображен крест, что дискриминирует граждан этой страны, исповедующих ислам.

Если в Европе мигранты хотят запретить Рождество, то в России мусульман оскорбляет выражение «Черная пятница». Фото: retail-loyalty.org

ПРЕСТУПНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Но это пустяки, по сравнению с основной проблемой. Миграционные анклавы в европейских городах начисто выпадают из юрисдикции государства. В парижском районе Барбес раньше компактно жили евреи, а теперь их там почти нет – это район, где установлена власть выходцев из Африки, живущих по своим законам. Полиция туда не ездит, и её туда не вызывают. Все проблемы мигранты решают между собой. Цена недвижимости в этом районе упала чуть ли не до нуля – желающим приобрести там жилье среди коренных парижан нет.
Вряд ли власти рады такому явлению, но это не единственный микрорайон, превращающийся в гетто во французской столице. Отсюда расползается преступность, противостоять которой просто некому. Невозможно задержать преступника, который скрывается в мигрантском районе. В каждом случае требуется серьезная силовая поддержка, наличие которой, не гарантирует, что полицейские вернуться с задержания без увечий.

Взаимопроникновения культур не происходит нигде. Повсеместно возникает конфликт ценностей, многие из которых находятся в состоянии крайнего антагонизма. Причем носители одних ценностей гораздо более агрессивны и готовы на жертвы ради них. Поэтому отрезанная голова у французского учителя Самюэля Пати – это лишь верхушка айсберга межкультурной коммуникации, которая все отчетливее приобретает черты открытого конфликта.

ИСЛАМОФОБИЯ НЕ НА ПУСТОМ МЕСТЕ

Именно поэтому в Европе и США растут исламофобия и антимигрантские настроения, а также популярность политиков правого толка. Все меньше тех, кто верит в политику мультикультурализма, поэтому меры по сдерживанию нелегальной миграции не вызывают протестов у рядовых граждан. Запад вынужден негласно отказаться от своей доктрины гуманизма к мигрантам. Но существующие уже проблемы, такие как самоизоляция приезжих это не решает.

ЗАПАС ДРУЖБЫ НАРОДОВ В РОССИИ ИСЧЕРПАН

Россию пока спасает то, что значительная часть мигрантов состоит из тех, кто хоть в какой-то мере застал дружбу народов СССР или её отголоски. Но этот запас уже исчерпан. Все чаще из бывших советских республик в Россию приезжают те, кто воспринимает российскую ментальность как чуждую. Более того, подобные процессы происходят и внутри страны — сужается поле ценностей, общих для всех народов России. И немалую роль в этом играют диаспоры и землячества, а также национально-культурные автономии.

Изоляция и самоизоляция мигрантов у нас пока не носит территориального характера, как в Европе, но это не значит, что её не существует. Этнические связи все равно проявляются в том или ином виде. Мигранты не чувствуют себя одним народом с коренным населением, а идентифицируют себя как отдельный социум, объединенный по этническому, а иногда и шире — по религиозному признаку.

РЕШЕНИЕ ЕСТЬ. НО ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО МЕНЯТЬ ВСЮ МИГРАЦИОННУЮ ПОЛИТИКУ

Дмитрий Медведев видит решение проблемы в цифровизации контроля миграционных потоков. Но это скорее одно из средств для достижения цели, причем не самое важное. Главной мерой должно стать пресечение порочной практики предоставления гражданства приезжим из бывших советских республик, которые подчас не знают языка (хотя при получении гражданства предусмотрен экзамен по нему), что уж с них про общие ценности спрашивать…

Государству стоит учитывать, что самоизоляция мигрантов – процесс естественный и неизбежный. И противостоять ему можно лишь установив правильную дозировку миграционных потоков, а так же отсекая тех, кто явно не намерен интегрироваться в российское общество и пытается привнести сюда свои национальные обычаи и нормы поведения. В противном случае возникновения территориальных этнических анклавов избежать не удастся. И никакая цифровизация здесь не поможет.

Борис Хардин

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!