В бюджете на федеральный проект «Цифровая образовательная среда» выделено 73,4 млрд рублей. По данным Минпросвещения РФ, до 2024 года 40% образовательных организаций, которые участвуют в эксперименте, будут оснащены компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением. Почти треть школ будет пользоваться сервисами федеральной информационно-сервисной платформы. Вроде бы хорошо, прогрессивно, однако школьники не поумнели с момента старта проекта. По мнению некоторых экспертов, гаджеты и цифровизация лишь ускоряют процесс деградации.
Излучение от экранов, а также установка точек Wi-Fi в школах вызывают опасения у специалистов. Кадр презентационного ролика МЭШ с сайта mos.ru.
Безусловно, официально выпускники школ не становятся глупее – программа усложняется, а результаты Единого госэкзамена не ухудшаются. Так средний балл этого года по всем предметам находится выше или почти на прошлогоднем уровне: по математике – 55,1 против 53,9, по физике – 55,1 против 54,5. Однако вопросы относительно адекватности оценки знаний есть и к самому ЕГЭ.
Детский психолог Юлия Пугачева считает, что основная проблема кроется в общей системе подготовки в школе:
— Для учителя основной результат его труда – баллы его учеников по ЕГЭ. Не умение школьника анализировать, понимать причинно-следственные связи, обобщать от частного к общему, а не от частного к частному. Грубо говоря, в школе учат сдавать ЕГЭ – расставлять галочки в списке заготовленных ответов. Цифровизация – вишенка во всем этом процессе. Ведь наличие интерактивной доски, доступа в интернет никоим образом уровня качества самого образования. А именно в этой сфере корень всех проблем. У нас не хватает учителей, и самое главное – мотивированных учителей, которые хотят учить, а не натаскивать на госэкзамен.
Известный популяризатор математики, доктор физико-математических наук Алексей Савватеев более категоричен:
— Дети только тупеют от этой принудительной цифровизации.
Ранее он высказывал мысль о необходимости беспокоиться прежде всего об учителей в школе. По его словам, в школах не хватает около трети учителей, а чиновники пытаются заменить педагога экраном.
Заказчиком цифровых проектов зачастую в образовании выступают иностранные IT-гиганты, рассматривающие образовательную сферу России как рынок сбыта своей продукции. Речь идёт о таких компаниях, как Cisco, Samsung, IBM, Microsoft, Huawai и другие. Отметим, что та же «Московская электронная школа», которая так настойчиво продвигается мэрией в столице, работает на иностранной платформе. Обучающая платформа МЭШ через так называемый «электронный дневник» предоставляет доступ к сервису Microsoft Teams, где проводятся дистанционные уроки. Microsoft Teams предоставляется как облачный сервис. По данным сайта компании, для обработки данных в нем используются серверы в разных странах, среди которых России нет.
Риски использования зарубежных платформ очевидны: это не только сбор и использование персональных данных обучающихся иностранными агентами, но и«вымывание» одаренной молодежи из национальной системы образования и экономики страны. Как отмечают эксперты, печальные последствия тотальной цифровизации образования мы увидим не через 10-20 лет, а гораздо раньше.
Ольга Четверикова. Фото: VK
Директор Центра исследований духовной культуры и идеологии Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ Ольга Четверикова считает, что внедрение цифровизации негативно влияет на мыслительные процессы пользователей, то есть детей:
— Компьютерное обучение приводит к атрофии участков мозга. Не просто клиповое мышление складывается, а теряется возможность правильно и логически мыслить. Мы видим по нынешнему поколению результаты этого – способности учиться, читать, писать, говорить, рассуждать. Последствия на лицо.
Марк Захаров