Убийца на постаменте

Фото: teatrarmii.ru

Прошло всего три месяца с момента расстрела школы в Казани Ильназом Галявиевым. Еще не закончено следствие, близкие погибших до сих пор не смирились с потерей. А в театре Российской Армии уже ставят спектакль об этом серийном убийце, сравнивая его, ни много ни мало, с Родионом Раскольниковым. Режиссер этого фарса под названием «Преступление и наказание (Раскольников/Галявиев)» Александр Плотников, вероятно, и на секунду не задумался о чувствах людей, потерявших своих детей. Как и для многих представителей современной молодежи, для него на первом месте — шумиха и скандал. Ведь, как известно, черный PR – это тоже PR.  

На одной стороне — шумиха и скандал, на другой – чувство такта и сострадания. Что выбирает Плотников? Конечно, скандал. Вне всякого сомнения, театральный деятель понимает, что реакция общественности на сам факт того, что он трогает эту трагедию своими грязными и алчными лапами, будет крайне негативной. Но ведь это не спектакль одного актера. Это главный театр Российской Армии. Там есть люди старшего поколения, которые не могли не понимать, что подобная инициатива, безусловно, оскорбит чувства пострадавших и их родных. Эти-то люди не могли не отдавать себе отчет в том, что сейчас не время для творческого осмысления данной трагедии. 

Чтобы браться за подобные темы, необходимо обладать исключительным чувством такта и искусством бережного обращения с материалом. Предлагаю юному дарованию Александру Плотникову проверить уместность своей затеи простым способом: лично встретится с родственниками погибших ребят и рассказать им о своих творческих планах.  

И, кстати, есть большие сомнения, что режиссер вообще читал «Преступление и наказание», иначе он никогда не сопоставил бы действия двух убийц. Абсолютно разная проблематика у героя художественного произведения и трусливого упыря из Казани, который решил отыграться на беззащитных детях.  

Плотников заявляет, что не стремится героизировать Галявиева. Но здесь есть большое лукавство, так как подобное творческое представление убийцы автоматически ставит его в один ряд с героем романа Достоевского. По данным ФБР, 25 процентов убийц, расстрелявших школы в США, сделали это под влиянием активного внимания СМИ к личности предыдущего стрелка. Они совершили массовое убийство исключительно из желания получить порцию такой же сомнительной, но славы. А если бы про «колумбайнеров» ставили спектакли, процент жаждущих внимания подростков был бы еще больше. 

Подобная инициатива – позорное пятно на театре Российской Армии, от этой кляксы ему еще долго не удастся отмыться. Здесь нет ни сострадания, ни сочувствия, ни стремления осмыслить трагедию. Только жажда скандальной славы и ничего больше. 

Юрий Шаталов 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!