«Образовательный пузырь». Так ли он опасен?
Ориентированные на прибыль ВУЗы стремятся максимально увеличить количество студентов, создавая на рынке труда массу невостребованных специалистов. Но при этом развитие страны невозможно без наращивания интеллектуального потенциала.

Экономике нужны одни кадры, ВУЗы готовят другие. Проблеме не первый год, но она до их пор не решена. Фото: FreeStockImages

Термин «образовательный пузырь»  родом из экономики. Там «пузырь»  обозначает серьезное отклонение цены актива от его справедливой цены. Это признак спекуляций, которые в конечном итоге ведут к краху большинства участников пузыря. Когда пузырь лопается, актив фактически обесценивается.
Что из себя представляет «образовательный пузырь»? Грубо говоря, это неадекватная экономическая оценка высшего образования. Ориентированные на прибыль вузы стремятся максимально увеличить количество студентов, создавая на рынке труда массу невостребованных специалистов. Как результат – высшее образование обесценивается:  вложенные родителями студентов деньги потрачены впустую. Чем больше таких студентов, тем менее ценным становится высшее образование и профессиональные компетенции.

ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ПРОБЛЕМУ.

Сторонники первой утверждают, что стране не нужно такое количество людей с высшим образованием. Сторонники второй категорично заявляют, что сторонники первой тормозят прогресс и, напротив, количество специалистов с высшим образованием необходимо последовательно наращивать.

Всего в российских ВУЗах сейчас учатся около 4 миллионов 220 тысяч студентов. Фото: FreeStockImages

На самом деле, здесь следует опираться не на эти крайние точки зрения, а на экономическую модель текущего и перспективного развития страны.  Сегодня действительно существует некоторый переизбыток специалистов с высшим образованием, не востребованных рынком труда. Почему это происходит?
Вузы довольно слабо ориентируются не на потребности рынка, предпочитая спекулировать на ничем не подкрепленных ожиданиях абитуриентов. Их не интересует потребность страны в юристах и экономистах, они готовы обучать столько студентов, сколько готовы заплатить за «престижное образование». Хуже всего то, что руководство высших учебных заведений заинтересовано и в том, чтобы выпустить максимальное количество специалистов, зачастую интересуясь лишь их платежеспособностью, а не тем, как они усвоили материал.
В итоге среди выпускников вузов растет конкуренция за рабочие места, что напрямую влияет на уровень оплаты труда. Работодателю нет никакого смысла повышать зарплату специалисту, которого легко заменить.

Почему же сформировавшийся «образовательный пузырь» не лопается? Не последнюю роль в этом играет, например, миграционная политика государства. Менее квалифицированные специалисты в массовом количестве прибывают из ближнего зарубежья, создавая аналогичную конкуренцию на рынке низкоквалифицированного труда. Мигранты готовы работать больше и за меньшие деньги.  Поэтому уровень зарплат в сфере рабочих специальностей остается не столь привлекательным.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В РОССИИ НУЖНО НАРАЩИВАТЬ — УВЕРЕНЫ СПЕЦИАЛИСТЫ.

Да, сегодня российской экономике, которая не перешла на высокотехнологичные рельсы, не требуются  квалифицированные специалисты в таком объеме – для них просто не создано нужного количества рабочих мест. Но задача государства в том и состоит, чтобы прогнозировать потребности страны хотя бы на среднесрочную перспективу, потому что завтра может возникнуть дефицит таких специалистов.

Однако здесь требуется и регулирование образовательной сферы, направленное и на повышение качества выпускаемых специалистов, и на информирование руководства вузов о грядущих потребностей экономики в кадрах. Необходим и механизм, который не позволит ректорам игнорировать полученную информацию в угоду собственной экономической выгоде. Кстати, о создании подобного механизма в виде изменения системы государственной аккредитации вузов говорила нынешний заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова еще три года назад. Но вызвано это было немного другими причинами – неожиданно выяснилось, что даже лучшие вузы страны не обеспечивают получение студентами знаний на достаточно высоком уровне. По результатам промежуточного контроля знаний у студентов вторых и третьих курсов из 15 вузов, теоретическая подготовка в среднем была оценена на тройку и на тройку с минусом.
Но при этом та же Голикова является сторонницей сокращения количества специалистов с высшим образованием в России. В одном из интервью она с гордостью отрапортовала: «После 11-го класса порядка 30% тоже выбирают рабочие профессии. Это очень хорошо, потому что мы видим, что это востребовано, и это совершенно другой взгляд на рабочие профессии. Это более подготовленные молодые люди и девушки, которые хотят трудиться в данном направлении».
Подобная позиция свидетельствует о том, что вице-премьер ориентируется на текущие потребности экономики и вряд ли четко представляет себе, о том, с какой скоростью меняются сегодня запросы рынка труда.

НЕДОСТАТОК ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ — ГОРАЗДО БОЛЕЕ ОПАСНАЯ ПРОБЛЕМА, ЧЕМ ПРЕСЛОВУТЫЙ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ».

Например, только одних IT-специалистов российской экономике через 10 лет понадобиться дополнительно еще 2 миллиона — посчитал Фонд развития интернет-инициатив. Это очень много.  И где их взять в будущем большой вопрос. 
По сути, «образовательный пузырь» — не проблема собственно образования. Это системная проблема государственного управления, вызванная частично непониманием дальнейшего вектора развития государства, а частично неспособностью обеспечить такое развитие даже там, где понимание имеется.
Это не значит, что нужно игнорировать проблему невостребованности специалистов с высшим образованием на рынке труда. Но решать её нужно уж точно не сокращением их количества. Это тоже, в каком-то смысле решение проблемы, но оно стратегически абсолютно неверное. Здесь необходимы меры и стимулирования высокотехнологичных отраслей экономики, и работа в области регулирования сферы высшего образования, и профориентации молодежи, и даже миграционной политики.

Удовлетворяя лишь текущий спрос экономики в кадрах, мы можем столкнуться с тем, что Россия окажется вообще не способной конкурировать с развитыми странами в высокотехнологичных сферах и ей придется удовлетвориться ролью обслуживающего персонала для развитых стран, концентрируясь лишь на добыче и переработке природных ресурсов.

Юрий Шаталов

 

Справка:

Система высшего образования объединяет 607 государственных и 358 негосударственных вузов, в которых обучается более 4,5 млн человек. Вузы России готовят специалистов по более чем 350 специальностям.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!