Многие оппозиционеры яростно критикуют руководство России за то, что оно пытается наладить диалог с талибами. Хотя первыми к необходимости такого диалога пришли американцы, которые договорились с «Талибаном» (запрещено в РФ), что он отпустит их из Афганистана с миром. При этом США вели переговоры, несмотря на то, что воевали с талибами и считали их своими врагами. Зачем России враждовать с талибами, которые пока не угрожают нам? Внешняя политика не та сфера, где ты можешь себе позволить вести диалог только с хорошими парнями, а плохих игнорировать.
Фотография была опубликована 29 февраля 2020 года на сайте bbc.com. Подпись к фото: Спецпредставитель США по вопросам афганского примирения Залмай Халилзад (слева) и представители «Талибана»(запрещено в РФ)
Мы и с США поддерживаем диалог, хотя от их действий погибло в разы больше мирных афганцев, чем от атак талибов. И тут еще вопрос, с кем из этих плохих парней морально приемлемо вести диалог.
Именно оккупация Афганистана США привела к укреплению движения «Талибан» (запрещено в РФ). Чем больше американцы отправляли туда своих и чужих солдат, тем прочнее становились позиции талибов. А теперь они получили еще вооружение и технику, которые американцы поставляли афганской армии. Сегодня это весьма неплохо экипированные и высокомотивированные боевые подразделения. Чего ради Россия должна поспешно объявлять «Талибан» своим врагом?
Безопасность достигается не только боевыми действиями, но и через политический диалог. Если дипломатии достаточно для того, чтобы нейтрализовать афганскую угрозу, то нет никакого смысла отправлять наших солдат для «решения вопроса». Пока талибы дают гарантии не угрожать национальным интересам России в регионе.
США крайне заинтересованы в том, чтобы втянуть и Россию, и Китай, и Индию в афганскую проблему. На месте разведслужб США, я бы поставил задачу агентуре влияния в этих странах по формированию негативного общественного мнения по отношению к процессу мирного урегулирования и диалога с «Талибаном». Впрочем, не исключено, что они в подсказках и не нуждаются (судя по негативной реакции либералов на диалог российского МИДа с талибами).
Уверен, что глава российского внешнеполитического ведомства был бы только рад, если бы на месте «Талибана» были какие-то менее радикальные группировки. Не его вина, что американцы взрастили в Афганистане именно такое малосимпатичное и воинственное движение. Но пока талибы договороспособны – нужно этим пользоваться. Даже самый плохой диалог лучше хорошей войны.
Борис Хардин