Искусство или проект. Пиара ради все средства хороши?
Бузова свое дело сделала. О МХАТе заговорили все. Но не как о театре, который покорил публику своим творчеством.

Ольга Бузова на сцене МХАТа им. Горького

Не стоит превращать искусство в примитивное самоповторение и в музей антиквариата. Эксперименты и выход за рамки привычного породили Эль Греко, Леонардо Да Винчи, Станиславского и многих, многих других.Искусство развивается, в том числе за счёт смешения жанров и стилей, порождая новое и интересное. 

На ум приходит пример по-настоящему великого тенора Лучано Паваротти. Обычно лучшие оперные певцы хорошо известны в театральных кругах, у них есть свои поклонники и даже фанаты. Но очень немногим удаётся выйти за узкие рамки своей сферы. Когда талант Лучано оценили импрессарио Герберт Бреслин и, несколько позднее, промоутер Харви Голдсмит, они помогли звезде стать популярной даже среди тех, кто никогда не интересовался оперой и академическим вокалом. Достаточно того факта, что Паваротти стал одним из 25-ти самых узнаваемых людей планеты своего времени. Паваротти выступал на стадионах, участвовал в различных представлениях, пел вместе с рок-звездами. Таким образом были преодолены границы разных жанров, и их смешение дало замечательные результаты, непреходящую любовь поклонников и уважение профессионалов.

ВСЕ ПОНИМАЮТ, ЧТО ОЛЬГУ БУЗОВУ ТЕАТР ПРОСТО ИСПОЛЬЗОВАЛ. ЖДЕМ ПРИГЛАШЕНИЯ МОРГЕНШТЕРНА ИЛИ ДРУГИХ БЛОГЕРОВ

Однако есть экспериментаторы, которые нисколько не заботятся о гармоничности подобных переходов. Недавно во МХАТе им. Горького поставили спектакль «Чудесный грузин». Одну из ролей отдали Ольге Бузовой — популярной инстаграмщице и ведущей скандального шоу «Дом-2». Актрисой она раньше никогда не была, а ведь ей ещё и пришлось петь! Закономерно, что из эксперимента получилось то, что получилось.

Важно подчеркнуть, что все великие экспериментаторы были глубокими профессионалами. Пикассо, Сальвадор Дали, Малевич, писавшие картины в различных стилях, вроде кубизма и субъективизма, отлично владели классической техникой. Эль Греко знал религиозные каноны и владел лучшими приёмами иконописи своих предшественников, а система Станиславского вобрала в себя лучшие достижения актёрской школы всех времён…

Руководство МХАТа им. Горького, как и скандальный режиссёр Богомолов, бывший худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников и им подобные идут по пути прикрытия безвкусицы, бездарности и желания заработать лёгких денег и пиара расхожим оправданием «я художник, я так вижу» или «моё искусство не для всех». В реальности и от художника, и от искусства благодаря их подходу остаются одни ошмётки, а то и вопросы у уголовного следствия.

Почему же зал МХАТа был полон, и в конце зрители кричали «браво»? Конечно, такова традиция. А ещё удовлетворённое одноразовое желание нескольких сотен людей поглазеть на диковину и оценить насколько сильно готова опозориться «светская львица». Пожалуй, именно слово «одноразовое» очень подходит к подобным действам. Не зря в регионах уже отменили концерты — всем всё стало окончательно понятно, и повтор никому не интересен.

А здесь вскрывается проблема в нехватке художественного вкуса и профессионализма конкретных людей и, что важнее, в неуважении к публике. Да, всегда найдутся желающие поглазеть на диковины в «театре уродцев» или в кунсткамере. Но всё это на один раз.

Театр должен заниматься искусством и творчеством. И не забывать, что он не экспериментальный театр, а Московский Художественный АКАДЕМИЧЕСКИЙ театр, а это обязывает.

Константин Шадров.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!